15 декабря - Единый день профилактики травматизма

15 декабря - Единый день профилактики травматизма

Вопросы профилактики травматизма не теряют своей актуальности в наши дни и имеют социальное и экономическое значение.Ежегодно в Республике Беларусь травмы получают более 750 тысяч человек, из них около 20% — это дети в возрасте до 18 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, травмы и другие несчастные случаи составляют около 12% от общего числа заболеваний. Ежегодно в мире от различных травм погибает более 5 миллионов человек – это почти 9% от общего числа смертей.

Травматизм - это совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин - 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм - часть общей заболеваемости населения.

 В нашей стране травмы подразделяют на:

 1. Производственные:

- промышленные; 

- сельскохозяйственные;

- строительные; 

- на транспорте;

 2. Непроизводственные:

- бытовые; 

- уличные;

- дорожно-транспортные;

- спортивные; 

- школьные;

- детские и пр.

 Производственная травма - травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.

 Причины производственных травм разделяются на:

1. Организационные:

- недостатки в организации и содержании рабочего места;

- применение неправильных приемов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности;

- допуск к работе неподготовленных рабочих;

- плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.

2. Санитарно-гигиенические:

- отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты;

- неправильное освещение рабочих мест;

- чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях;

- производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.

3. Личного характера:

- заболевание или утомление рабочего;

- недостаточная квалификация;

- неудовлетворительные бытовые условия;

- алкогольное опьянение.

Меры предупреждения производственного травматизма сводятся к устранению непосредственных или способствующих причин его возникновения:

- максимальная механизация и автоматизация технологических процессов, направленных на ликвидацию ручных операций сокращение до минимума перекрещивающихся грузопотоков, ручной переноски изделий, подъем грузов и т.д.;

- для складирования изделий и полуфабрикатов, а также запасных частей и оборудования следует отводить специальные безопасные места, чтобы не загромождать ими рабочие площади, проходы;

- технологическое оборудование и инструменты должны полностью соответствовать своему назначению и всегда находиться в исправном состоянии;

- движущиеся и вращающиеся детали машин и агрегатов, а также места возможного соприкосновения с горячими поверхностями, едкими жидкостями и другими веществами должны быть ограждены. Необходимо строго следить за установкой этих ограждений после ремонта, смазки или замены оборудования;

- все электрооборудование в цехах обязательно заземляется, причем состояние заземления периодически контролируется и в случае выявления его нарушения - исправляется. Места открытых контактов ограждаются защитными щитками или кожухами;

- состояние подъемно-транспортного оборудования, а также аппаратов, находящихся под давлением, подлежит периодическому контролю. 

- хорошее освещение, поддержание чистоты и порядка на рабочем месте и в цехе в целом также способствуют сокращению травматизма.

Для того чтобы исключить производственный травматизм, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, рабочие должны обеспечиваться исправными средствами индивидуальной защиты и спецодеждой. Для оказания первой медицинской помощи должны быть в наличии аптечки с пополняемым набором медикаментов, перевязочного материала, шин и др. Все вновь принимаемые на работу лица проходят периодический медицинский осмотр и обязательный инструктаж по технике безопасности. Пополнение знаний в этой области и их проверка должны носить постоянный характер.

Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе и т.д.

К ним относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего - в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы - приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.

Профилактика бытовых травм включает:

- улучшение условий быта; 

- расширение коммунальных услуг населению; 

- рациональную организацию досуга; проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий; 

- широкую антиалкогольную пропаганду; 

- целенаправленную работу по созданию здорового быта; 

- организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;

- широкое привлечение общественности.

Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.

Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:

- превышение скорости; 

- проезд на красный цвет; 

- вождение автомобиля в нетрезвом состоянии; 

- непристегнутый ремень безопасности; 

- переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.

Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые месяцы осени.Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.

Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями - одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.

В структуре травматизма второе место занимают уличные травмы и составляют около 17%. К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%). Одной из причин, способствующей получению уличной травмы, является гололедица.

Причинами уличного травматизма являются:

- плохая организация уличного движения;

- узкие улицы с интенсивным движением, недостаточная освещенность и сигнализация;

- нарушение пешеходами правил уличного движения; неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.ъ

Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:

- рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;

- рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;

- обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);

- надзор за детьми и их досугом;

- широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).

Будьте внимательны и осторожны во время гололеда!

Во избежание опасности:

- внимательно смотрите под ноги;

- ступайте не широко, шагайте медленно;

- наступайте на всю подошву, но не на носок, не на стопу; 

- сторонитесь неочищенных улиц и обходите скользкие места;

- ходите там, где тротуары посыпаны песком;

- прикрепите к подошве обуви полоску наждачной бумаги или обычного лейкопластыря; 

- лучше пользоваться обувью с рифленой подошвой; 

- девушкам на время гололеда стоит забыть о высоких, тонких каблуках. ъ

Если на улице Вы все-таки поскользнулись, упали и чувствуете острую боль в конечности, важно оценить свое состояние.

Главные признаки перелома или вывиха:

- резкая боль; 

- нарастающий отек;

- укорочение поврежденной конечности и невозможность ею нормально двигать.

Сотрясение мозга проявляется:

- потерей сознания (иногда буквально на несколько мгновений);

- тошнотой;

- головной болью.

Постарайтесь во что бы то ни стало привлечь внимание прохожих, попросить помощи. Они должны вызвать скорую помощь или помочь добраться до ближайшего травмопункта. Обращение в травматологический пункт или «скорую» является обязательным завершением печального случая. Обойтись без помощи врача можно только в случае легкого ушиба: просто приложите к больному месту что-нибудь холодное, это уменьшит отек и боль, и обработайте его мазью или гелем, рассасывающим синяки. Греть больное место нельзя, эффект будет прямо противоположным.

Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.

Берегите себя и своих близких, прививайте детям правильную модель поведения, при которой жизнь и здоровье являются приоритетными ценностями!

Контакты

Корпус №1— ул. Киселева, 7, г. Минск, 220029

Корпус №2— ул. Красная, 5 / ул. Киселева,15, г. Минск

Проезд: метро (Московская линия), автобусы №18, №100,
остановка «Площадь Победы»

endo.stat@mail.ru  Электронное обращение